02.12.2025
Море это то место, где не место катеру-буксировщику (простите за тавтологию) Открытый нос, относительно низкие борта и насыщенность электронными системами управления делает катер-буксировщик очень уязвимым к морской воде.
Как выбрать лодку для использования в таких максимально агрессивных условиях?
Найти катер, который можно беззаботно использовать в морской воде невозможно. Нет таких катеров-буксировщиков.
Если вы собираетесь эксплуатировать катер в морской воде, готовьтесь к бОльшим эксплуатационным расходам. Кроме этого, есть несколько тонкостей, которые нужно принимать во внимание при подборе модели и производителя катера.
Что нужно учитывать, когда вы выбираете катер для моря.
Первое - размер корпуса.
Вам будут говорить, что море это большие волны и нужно брать катер большого размера - например CENTURION Ri265. Если вы собираетесь просто кататься по морю с ветерком и ловить рыбу, то это отличный выбор, хотя и очень небюджетный. Но если вы хотите кататься на вейксерфе, то нужно учитывать более высокую плотность морской воды и больший размер необходимого балласта. Так, например, дополнительный балласт для CENTURION Ri265 на пресной воде - больше 2000 кг. Для того, чтобы прогрузить этого монстра на морской воде, вам понадобится уже более 3500 кг дополнительного балласта. Возить постоянно с собой такой дополнительный вес - серьезная нагрузка на мотор, редуктор и трансмиссию.
Поэтому для моря не стоит брать катер длиной корпуса более 23,5 футов. Идеально 22-23 фута.
Если вы выходите в море, морская вода одинаково будет попадать внутрь корпуса и у 26-футового катера и 23-футового. Даже в спокойную погоду брызги будут попадать в салон.
Второе - двигатель.
Сейчас производители катеров-буксировщиков используют всего два типа моторов - блоки производства GM (серия DI) - производители PCM MALIBU ILMOR и блоки производства FORD - FORD RAPTOR производитель INDMAR. На базе этих двух автопроизводителей собираются все морские моторы.
По основным характеристикам предпочтительнее FORD, который имеет более мощную тягу на низких оборотах, а также лучшую устойчивость к соленой воде. Двигатель FORD RAPTOR 460 вообще имеет титановый теплообменник, который снимает все вопросы коррозии. Также двигатели FORD показывают себя более живучими в коммерческой эксплуатации.
Но FORD устанавливает ограниченное количество производителей, поэтому выбирать вам, какая лодка больше "заходит".
По слабым местам производителей двигателей:
Любой двигатель катера-буксировщика, даже с хорошим уходом, очень быстро "сгнивает" при морской эксплуатации. Два-три года плотной морской эксплуатации и все, двигатель скорее всего придется "капиталить" или даже менять. Для морских двигателей самые распространенные проблемы - перегрев, в том числе из-за ухудшения теплообмена в следствие солевых отложений в системе охлаждения, коррозия коллекторов, опор, электропроводки и других важных компонентов.
Слабые места двигателей PCM - нагруженные алюминиевые выхлопные коллекторы, которые часто трескаются от перегрева. Даже несмотря на то, что за последние несколько лет PCM увеличили размер коллекторов для лучшего охлаждения.

Также проблемное место двигателей PCM - блок предохранителей проводки двигателя. Он небольшого размера и возможно не справляется с возросшей нагрузкой на проводку двигателя.
К ним (слабым местам) также можно отнести низкое качество редукторов Velvet Drive, где теперь используются китайские запчасти и стоит отметить низкое качество сборки агрегатов. Хотя Velvet Drive делают трансмиссии и редукторы для всех, кроме Mastercraft Boats (те используют ZF)
У PCM самый "живучий" двигатель - стандартный 6-ти литровый мотор, по новой маркировке - ZR4, он же 409-й, он же в более мощной версии с маркировкой HO (450 л/с).

Слабые места двигателей INDMAR FORD - система выхлопа, из-за не регулированной геометрии выхлопных патрубков, в выхлопные коллекторы часто попадает вода до самых датчиков кислорода и приходится кататься с постоянной ошибкой по датчикам кислорода. А так выхлопная система с чугунными коллекторами вполне живучая.
У INDMAR самый "живучий" двигатель - стандартный 6.2L 440.

Слабые места двигателей ILMOR - нагнетательные помпы и стоимость запчастей. Например поршневая на двигатель 7.4L может стоить более 2000 USD. А так двигатели хорошие. Выхлопная система также чугунная, хватит надолго. Да, трансмиссии и редукторы (два в одном) у ILMOR производства ZF и это лучшие трансмиссии в индустрии.
У ILMOR самый "живучий" двигатель 6.0L MPI.

Слабые места двигателей MALIBU - юность производства и неотлаженные технологические решения. То установят нагнетательную помпу сверху, то поменяют модель насоса, то заменят теплообменник и т.д.. Производством собственных двигателей Malibu Boats занялись относительно недавно, поэтому за все ошибки инноваторов как всегда расплачивается покупатель. Но у Malibu Boats выхлопная система также чугунная и устойчива к тепловым нагрузкам.

Двигатель стоит выбирать стандартной конфигурации, без дополнительных опций, усиленных генераторов и турбонаддува. И нужно быть готовым например к замене выхлопных коллекторов каждые 400-500 часов.
Третье - электроника и электрика.
Каждый катер-буксировщик сегодня напичкан до отказа электроникой и электроприводами, зарядками, подрульками и прочими электро-опциями. Для морской эксплуатации это табу. Чем меньше электроники и электрики, тем лучше.
Электропроводка современного катера очень нагружена и для морской эксплуатации стоит выбирать катера с максимально устойчивой электроникой. А точнее с минимальным количеством электроники.
Помимо видимых сенсорных экранов управления под приборной панелью установлены вспомогательные дополнительные модули, которые весьма недешевы.
Кроме того, если вы покупаете старый катер - старше 10 лет, нужно понимать, что вышедшая из строя электроника может стоить кратно дороже. Например дисплей управления для Mastercraft 2010 года стоит более 10000 долларов. Некоторый указатели также производятся только под заказ и могут стоить до 600 долларов за шт.
Слабые места новых катеров - зарядные устройства для смартфонов, панели управления водителя, в том числе боковая панель с ручкой управления дросселем. Попадание морской воды под панель ручки дросселя или на зарядки смартфонов могут привести к короткому замыканию или даже к возгоранию.
Минимальное количество электроники и простые приборы обычно у бюджетных серий производителей в стандартных комплектациях - например Axis, Mastercraft NXT серии, Moomba, ATX, Supreme.

Axis Boats

Mastercraft Boats

Moomba Boats

ATX Boats

Supreme Boats
Четвертое - балластная система.
Балластные системы бывают двух типов - со встроенными в корпус балластными емкостями, которые полностью интегрированы в корпус и балластные системы с отдельными балластными емкостями, жесткими или мягкими, которые не входят в конструкцию корпуса.
Балластная система первого типа с интегрированными балластными емкостями сейчас используется только компанией CENTURION BOATS. Такая балластная система заполняется на ходу, на скорости 15 миль в час за 90 секунд. Печально, что внутрь корпуса при этом попадает морская вода. Поэтому Centurion - не самая лучшая лодка для моря.

Да, стоит добавить, что помимо системы RAMFILL для катеров Centurion необходимо также использовать традиционный мягкий дополнительный балласт. Если вы хотите получить достойную волну.
Рассмотрим традиционные балластные системы с отдельными балластами. Принцип действия у всех примерно одинаков. Мягкие и жесткие отдельные балласты различаются в основном балластными помпами. Балластные помпы бывают двух типов - реверсивные импеллерные помпы и односторонние помпы с жесткими импеллерами.
Мягкие импеллеры реверсивных помп в морской воде очень быстро изнашиваются. Иногда приходится делать замены ежемесячно. А если у вас например скоростная балластная система с 6-ю реверсивными помпами, то это приличные дополнительные затраты.

Направленные балластные помпы с жесткими импеллерами предпочтительнее для морской воды. Их устанавливают ATX Boats, Axis Boats, Malibu Boats, Tige Boats.

Мы описали возможные проблемы с важными рабочими системами катеров при использовании на морской воде, теперь поехали по нашим рекомендациям по каждому производителю.
Axis Boats
Рекомендуем Axis T235 без всяких разговоров - одна из самых лучших лодок индустрии.

Correct Craft
Рекомендуем Super Air Nautique G23 - безусловный бестселлер и любимец публики

И конечно, если вы сможете найти снятый с производства Nautique 230, это безусловный топ

Malibu Boats
Рекомендуем Malibu Wakesetter 23 LSV - один из лучших катеров индустрии

Mastercraft Boats
Рекомендуем Mastercraft NXT 23 - легендарная лодка в бюджетном исполнении

Moomba Boats
Рекомендуем Moomba Mojo 23 - идеальное соотношение цена/качество

Supra Boats
Рекомендуем Supra SA - одна из лучших лодок индустрии и личный катер действующего Чемпиона Мира

Если у вас есть что добавить к нашему обзору, свяжитесь с нами любым удобным для вас способом
Спасибо!
Ваше сообщение отправлено администраторам сайта!