Дизель или бензин? Какой двигатель лучше

23.12.2019

Пару месяцев назад компания Nautique Boats в очередной раз "достала из чулана" опцию с дизельным двигателем. Что такое дизельный двигатель для буксировщика? Стоит ли рассматривать его в роли силового агрегата вашего будущего катера?

Дизельные двигатели грязные, вонючие и шумные, дизельные двигатели работают с сильной вибрацией. Эти двигатели дороги и в них мало чего вы сможете починить самостоятельно. Но мы постоянно слышим вопросы о том, почему дизельные двигатели не используют на катерах-буксировщиках.

На дизельный двигатель возлагали большие надежды, но они провалились. Дизельный двигатель не является идеальным и универсальным силовым агрегатом. Силовая установка буксировщика постоянно работает в режиме разгона, всегда на пиковых нагрузках и такой режим работы очень вреден для дизельных двигателей. 

За всю историю производители несколько раз пытались запустить дизели в серийное производство, но ничего не получалось. Вот к примеру, 12 лет назад (!!!) - пресс-релиз от российского дилера Mastercraft:

"11.12.2007 13:28:37

Mastercraft снова первый

Модель MasterCraft ProStar 190, оснащенная дизельным двигателем Volkswagen 225-6 получила одобрение Международной федерации водного спорта (IWSF) на участия в соревнованиях.

В год 40-летнего юбилея, компания MasterCraft в очередной раз подтвердила свой статус лидера среди производителей катеров-буксировщиков для водных лыж и вейкборда, новатора, воплощающего в жизнь революционные идеи.

Новый двигатель Volkswagen TDI 225-6 является одной из последних разработок, созданных компанией Audi для эксклюзивных автомобилей. Последняя морская версия данного двигателя обладает мощностью 195 кВТ, увеличенной тягой до 550 нм при 2000 об/мин. Благодаря новому дизельному двигателю снижается уровень шума. На фоне растущих цен на топливо возможность установки дизельного двигателя делает катера MasterCraft экономичнее. При этом по показателям надежности, безопасности и производительности MasterCraft практически не имеет аналогов, а благодаря одобренному IWSF пакету с дизельным двигателем, эти катера получают целый ряд неоспоримых преимуществ, оставляя далеко позади всех конкурентов. Этот прорыв стал кульминацией совместной двухлетней работы компаний MasterCraft и Volkswagen.

Двигатель VW 225-6 может быть опционально установлен на катера всего модельного ряда MasterCraft, включающего в себя следующие серии: ProStar, X-Series, MariStar и Saltwater."

Вот такой пресс-релиз 12 лет назад. Далее...

Затем было еще несколько попыток, последняя в 2016 году.

Обычно дизельный двигатель имеет меньшую мощность при равных габаритах с бензиновым. Если производитель выжал из двигателя максимальную мощность при схожих с бензиновым размерах, этот дизельный двигатель прослужит намного меньше. Увеличение мощности дизельного двигателя часто достигается за счет установки нагнетательных турбин, наверное не стоит объяснять, насколько трогательно нужно ухаживать за таким мотором. 

Дизельный двигатель Yanmar 8LV мощностью 370 л/с

Схема двигателя Yanmar 8LV, обратите внимание на две турбины для такой, в принципе, стандартной (для буксировщиков) мощности:

В то же время высокоскоростные морские дизели (более 2000 об/мин) не предназначены для работы на низких оборотах. В режиме низких оборотов они накапливают в цилиндрах углерод, который нужно выжигать долгой тяжелой работой. Если этого не делать, накопление углерода в цилиндрах может привести к залипанию колец и окончанию жизни этого двигателя. 

Существует много мифов о дизельных двигателях, которые стоит развеять.

Миф №1. Дизельный двигатель безопаснее.

Лет 30 назад бензиновый двигатель действительно мог быть опасен, но в настоящий момент бензиновые двигатели при должном техническом обслуживании вполне себе безопасные. Опасность составляют пары бензина, которые в отличие от дизеля, являются взрывоопасными. 

Скорее нужно опасаться более токсичного выхлопа за бензиновым мотором. Несмотря на вонь дизеля, он в несколько раз менее токсичен для человека, чем выхлоп бензинового двигателя. 

Миф №2.  Дизельный двигатель долговечнее. 

Миф о долговечности дизельных двигателей основан на коммерческом использовании дизелей на грузовых автомобилях. При постоянном использовании двигатель живет дольше. Основной же враг двигателя - коррозия. И она неотвратимо убивает двигатель в период простоя и коррозии все равно, дизельный это двигатель или бензиновый. Ресурс морского дизельного двигателя не сильно отличается от бензинового. Стоит ваш катер у причала или законсервирован на берегу, внутри происходят невидимые разрушительные процессы. В зависимости от интенсивности эксплуатации, интервал между капитальными ремонтами двигателей от 1500 до 4500 часов. Например, прокатный катер будет вырабатывать 1000 часов в сезон и вполне может доработать до 5000 часов, а частный катер, у которого пробег составляет 100-150 часов в сезон, нужно будет ремонтировать на 1500 часовом пробеге. Бывают исключения, но в среднем сроки службы бензиновых и дизельных двигателей сопоставимы. Долгий срок службы работы дизеля (к примеру, генератора) обусловлен наличием постоянной нагрузки и не может автоматически распространяться на морские условия эксплуатации. Также долгий срок службы имеют двигатели больших объемов с малой мощностью. Такие двигатели не пригодны для использования на катерах-буксировщиках. 

Для компенсации более высоких температурных нагрузок, дизельные двигатели изначально были более массивными, чем бензиновые, так как требовалось отводить больше тепла от цилиндров. Сейчас производители (для облегчения конструкции) стараются использовать алюминий, что также отрицательно влияет на долговечность дизельного мотора.

Миф №3. Дизели более экономичны. 

Когда дизель стоил в разы дешевле бензина, экономия была очевидна и без сложных подсчетов. Сейчас, цена дизеля практически равна цене бензина. При более высокой стоимости запчастей и обслуживания, а также более высоким требованиям к квалификации механиков, экономия становится совсем призрачной. Более того, при сопоставимом ресурсе, капитальный ремонт дизельного двигателя имеет заоблачную стоимость в сравнении с ремонтом бензинового мотора. Действительно экономичны морские малооборотные дизели. Но если сравнивать одинаковые условия работы, то и расход будет схожий. К примеру, новый бензиновый INDMAR RAPTOR объемом 6.2 литра, потребляет в режиме вейксервфинга 22 л/час при полной загрузке балластом. 

Бензиновый двигатель INDMAR RAPTOR 400 л/с с редуктором и трансмиссией:

Дизельному двигателю понадобится около 17 литров топлива в час. 

Вот независимые ходовые испытания двигателя Yanmar 

Тест дизельного двигателя YANMAR 370 л/с от rutube_account_11460140 на Rutube

Миф №4. Двигатель с меньшим пробегом лучше. 

Не забывайте, что основной враг двигателя это коррозия и когда двигатель не работает, процессы разрушения происходят с большей скоростью, чем у загруженных работой двигателей. Поэтому свежий прокатный катер с тысячным пробегом может быть лучшим вариантом, чем 5-6-ти летний частный катер с пробегом 200 часов. 

Миф №5. Обслуживать дизель дешевле 

На низких оборотах дизельный двигатель испытывает очень высокую тепловую нагрузку. Поэтому он более требователен к четкой работе всех компонентов, а бензиновые двигатели не так чувствительны к перегреву.  

При недостаточном или небрежном техническом обслуживании стоимость эксплуатации дизельного двигателя может сильно вырасти и это может исчисляться не сотнями, а тысячами долларов. 

Обратная связь

Обратная связь


Отправить отменить

Спасибо!

Ваше сообщение отправлено администраторам сайта!